Учащиеся средней школы №8 г.Новокузнецка за ремонтом дороги
1944 г.
Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.
Ученики школы прифронтового села за набивкой патронных лент для советской авиачасти
Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены медалями за оборону Ленинграда.
Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников. Вплоть до декабря 1941 года по Ладоге пробивались к Ленинграду буксиры с баржами. К этому времени Военный совет фронта уже сделал все для подготовки будущей "Дороги Жизни”. 21 ноября 1941 года пошел, потянулся по первому льду конный обоз, вскоре пошли и автомашины, 60 автомашин двинулись к восточному берегу озера за мукой. Ленинград стал получать хлеб. Но потребовались недели и месяцы, пока на карточки стали выдавать не 125 граммов, а 200 граммов, а потом 300 граммов. Хлеб подвозили, пробиваясь через вьюги, минуя ледяные полыньи и трещины. ”Дорога Жизни” не сразу могла восполнить тающие запасы продовольствия в городе. Страна сдала Ленинграду все, что могла. Эшелоны с подарками,партизанские обозы ростков. Естественно их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов и бомбёжек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характернейшей чертой ленинградцев.
И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город. А назад, из Ленинграда, машины увозили матерей с детьми. Самых бедственных. Двадцать тысяч солдат, офицеров, вольнонаёмных обслуживали "Дорогу Жизни”. Они делали всё, что могли, да ещё и то, что невозможно в обыденной жизни. Героизм этих людей составляет одну из прекрасных страниц истории Великой Отечественной Войны. Они были герои - каждый опять-таки по-своему, своим отдельным, неповторимым поведением. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.
Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на рабочие плакаты над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!”
И это так и есть; они - народ, они - будущее народа. В шестнадцать детских лет.
Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты и за каждой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942 года, 17 марта - Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая - дядя Леша, мама - 15 мая". А дальше - без даты: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”. И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей.
Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Вот что было написано в отчете одной из таких школ - 251-й Октябрьского района: - "Из двухсот двадцати учащихся, пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре - январе умерло одиннадцать мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили”.
Рассказ Артемия Мышонкова.
Я расскажу о своих дедушке и бабушке, которые были во время Великой Отечественной войны детьми. Когда началась война, дедушке было десять лет, а бабушке - шесть. Ещё до начала войны папу моей бабушки репрессировали и отправили на Дальний Восток. А её мама осталась с тремя дочерьми. Жить им было очень трудно. Продуктов не хватало, а продуктовые карточки не давали, так как считали отца бабушки врагом народа. От голода бабушка не могла ходить, была при смерти, но чудом осталась жива. Она помнит весь ужас войны. Немцев в их деревне не было, но вражеские самолёты постоянно летали над их местностью и сбрасывали бомбы. Жителям деревни приходилось покидать свои дома и прятаться в окопах. Чаще всего это происходило ночью. В окопах было темно, сыро и холодно. Там даже присесть не на что было, а о сне даже и говорить не приходилось. Так длилось до середины декабря 1941 года.
У дедушки во время войны жизнь тоже была ужасной. Когда ему было тринадцать лет, у него умерла мама. Жил он в то время в рабочем посёлке с отцом и двумя младшими сестрами. Вражеские самолёты часто бомбили фабрику в посёлке. В один из дней от очередной бомбежки погибло много мирных жителей. Всех их похоронили в братской могиле посёлка. Во время войны семья дедушки тоже голодала. Иногда дедушке приходилось ходить по деревням и просить милостыню. Добрые люди подавали ему: кто кусок хлеба, кто варёной картошки. Всё это он приносил домой и кормил своих близких.
Дедушка и бабушка ходили во время войны полураздетые. Покупать обувь и одежду было не на что. Учиться было трудно; не хватало учебников и тетрадей, карандашей, ручек и чернил. Но бабушка и дедушка были трудолюбивые и старательные, учились на четыре и пять. Дома родителям помогали во всём, как взрослые.
Сейчас бабушка и дедушка уже старые, но и теперь не сидят без дела, постоянно занимаются посильным трудом. Они, пережившие войну в юном возрасте, знают цену куску хлеба. Я горжусь своими бабушкой и дедушкой и люблю их.