Четверг, 21.11.2024, 10:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Я родом не из детства-из войны.

Статистика

В тылу

Понятия "дети" и "война" несовместимы! Однако юным ленинградцам-детям блокадного города пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда.

Учащиеся средней школы №8 г.Новокузнецка за ремонтом дороги
1944 г.

Дети во время ВОВ
Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.
Дети во времена Великой Отечественной Войны (24 фото) 5

Дети во времена Великой Отечественной Войны (24 фото) 22
Ученики школы прифронтового села за набивкой патронных лент для советской авиачасти
 Дети во времена Великой Отечественной Войны (24 фото) 20Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены медалями за оборону Ленинграда.

Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников. Вплоть до декабря 1941 года по Ладоге пробивались к Ленинграду буксиры с баржами. К этому времени Военный совет фронта уже сделал все для подготовки будущей "Дороги Жизни”. 21 ноября 1941 года пошел, потянулся по первому льду конный обоз, вскоре пошли и автомашины, 60 автомашин двинулись к восточному берегу озера за мукой. Ленинград стал получать хлеб. Но потребовались недели и месяцы, пока на карточки стали выдавать не 125 граммов, а 200 граммов, а потом 300 граммов. Хлеб подвозили, пробиваясь через вьюги, минуя ледяные полыньи и трещины. ”Дорога Жизни” не сразу могла восполнить тающие запасы продовольствия в городе. Страна сдала Ленинграду все, что могла. Эшелоны с подарками,партизанские обозы ростков. Естественно их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов и бомбёжек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характернейшей чертой ленинградцев.

И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город. А назад, из Ленинграда, машины увозили матерей с детьми. Самых бедственных. Двадцать тысяч солдат, офицеров, вольнонаёмных обслуживали "Дорогу Жизни”. Они делали всё, что могли, да ещё и то, что невозможно в обыденной жизни. Героизм этих людей составляет одну из прекрасных страниц истории Великой Отечественной Войны. Они были герои - каждый опять-таки по-своему, своим отдельным, неповторимым поведением. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.Дети во времена Великой Отечественной Войны (24 фото) 3

Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на рабочие плакаты над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!”

И это так и есть; они - народ, они - будущее народа. В шестнадцать детских лет.

Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты и за каждой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942 года, 17 марта - Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая - дядя Леша, мама - 15 мая". А дальше - без даты: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”. И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей.

Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Вот что было написано в отчете одной из таких школ - 251-й Октябрьского района: - "Из двухсот двадцати учащихся, пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре - январе умерло одиннадцать мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили”.


Рассказ Артемия Мышонкова.

Я расскажу о своих дедушке и бабушке, которые были во время Великой Отечественной войны детьми. Когда началась война, дедушке было десять лет, а бабушке - шесть. Ещё до начала войны папу моей бабушки репрессировали и отправили на Дальний Восток. А её мама осталась с тремя дочерьми. Жить им было очень трудно. Продуктов не хватало, а продуктовые карточки не давали, так как считали отца бабушки врагом народа. От голода бабушка не могла ходить, была при смерти, но чудом осталась жива. Она помнит весь ужас войны. Немцев в их деревне не было, но вражеские самолёты постоянно летали над их местностью и сбрасывали бомбы. Жителям деревни приходилось покидать свои дома и прятаться в окопах. Чаще всего это происходило ночью. В окопах было темно, сыро и холодно. Там даже присесть не на что было, а о сне даже и говорить не приходилось. Так длилось до середины декабря 1941 года.

У дедушки во время войны жизнь тоже была ужасной. Когда ему было тринадцать лет, у него умерла мама. Жил он в то время в рабочем посёлке с отцом и двумя младшими сестрами. Вражеские самолёты часто бомбили фабрику в посёлке. В один из дней от очередной бомбежки погибло много мирных жителей. Всех их похоронили в братской могиле посёлка. Во время войны семья дедушки тоже голодала. Иногда дедушке приходилось ходить по деревням и просить милостыню. Добрые люди подавали ему: кто кусок хлеба, кто варёной картошки. Всё это он приносил домой и кормил своих близких.

Дедушка и бабушка ходили во время войны полураздетые. Покупать обувь и одежду было не на что. Учиться было трудно; не хватало учебников и тетрадей, карандашей, ручек и чернил. Но бабушка и дедушка были трудолюбивые и старательные, учились на четыре и пять. Дома родителям помогали во всём, как взрослые.

Сейчас бабушка и дедушка уже старые, но и теперь не сидят без дела, постоянно занимаются посильным трудом. Они, пережившие войну в юном возрасте, знают цену куску хлеба. Я горжусь своими бабушкой и дедушкой и люблю их.

















Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz